Законопроект, который впервые закрепит понятие фермерской продукции, может быть принят в 2024 году.
Законопроект, который впервые закрепит понятие фермерской продукции, может быть принят в 2024 году. В проекте закона предложены меры по поддержке малых форм хозяйствования, в том числе реализация продукции через фермерские агрегаторы.
По данным Росстата, в 2020 году товарность, т.е. способность производить продукцию для рынка, производства овощей в среднем по всем сельхозорганизациям составляла 83,6%. При этом в КФХ показатель был ниже – 76,1%, а в ЛПХ – 14,9%. Близкая ситуация с товарностью молока. Если средняя составляет 95,9%, то в КФХ только 73,6%, а в ЛПХ – 37,5%.
Получается, что крупные хозяйства реализуют большую долю своей продукции, а в небольших с продажами возникают проблемы. Особенно плохо это для фермерских хозяйств, которые и создаются для производства и реализации продукции, в отличие от личных, где часть или даже вся продукция «уходит» в личное потребление.
Низкая товарность КФХ снижает эффективность господдержки, которую эти хозяйства получают. Произведенная с использованием субсидий, льготных кредитов и других мер поддержки, фермерская продукция встречает препятствия на пути к потребителю.
Исправить ситуацию должен новый закон «О развитии сельского хозяйства». Проект закон был разработан в 2023 году и поддержан Минсельхозом России.
Фермерская продукция – это …
Одна из главных новаций законопроекта – первое в действующем законодательстве определение фермерской продукции.
В проекте закона прописано: фермерской считается сельскохозяйственная продукция (включая товары первичной и последующей переработки), которую производят малые и микропредприятия, КФХ, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, а также физические лица, занимающиеся личным подсобным хозяйством.
Законодательное закрепление термина – не просто формальность. Сейчас маркировкой «фермерская продукция» часто пользуются крупные агрохолдинги и компании АПК для привлечения покупателя. Но у таких компаний в принципе больше возможностей и ресурсов для маркетинга и продвижения своей продукции. В том числе ценовых.
В отличие от крупных производителей, небольшое фермерское хозяйство (по статистике КФХ в России – это 2–3 человека) не может снизить цену за счет других доходов или объема производства. Себестоимость продукции у фермеров выше, но и качество продукции почти домашнее. А именно оно востребовано у потребителей.
Важно: введение понятия «фермерская продукция» в законодательство позволит оказывать господдержку непосредственно тем, кто производит эту продукцию.
От грядки до тарелки
Сейчас фермерская продукция, т.е. произведенная КФХ и ЛПХ, непросто, но находит дорогу в тарелку россиян через сельскохозяйственные рынки и ярмарки – сезонные и круглогодичные, потребкооперацию, магазины прямо на фермах, интернет-продажи и ритейл.
Исследование Россельхозбанка показало, что спрос на фермерскую продукцию растет также и в сегменте онлайн-торговли. Фермер может продавать товары через универсальные маркетплейсы, бесплатно разместить свою продукцию на маркетплейсе Своё Родное для продажи в розницу или на маркетплейсе Своё Фермерство для продажи оптом. Продвижение товаров и привлечение покупателей площадки берут на себя, например, размещают товары в категориях «Популярные товары» и «Спецпредложения», поднимают в выдаче поиска.
С принятием закона у фермеров появится еще один канал продаж, понятный, прозрачный и доступный. Это агрегаторы фермерской продукции. Основные виды деятельности агрегаторов: закупка продукции у малых предприятий, ее переработка, хранение и сбыт.
Работу агрегаторов организуют по единым правилам, которые разработает правительство. Едиными станут и требования к продукции. Это позволит обеспечить качество независимо от региона, где ее произвели.